Деловая газета «Маркер» сообщает, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» агитирует регионы активнее развивать авиатранспортировку тяжелых больных до наиболее оборудованных медицинских учреждений.
ВЦМК «Защита» разослал всем руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и директорам территориальных центров медицины катастроф письма – с просьбой указать, при каких лечебных учреждениях, в каких городах и к какому сроку необходимо построить взлетно-посадочные вертолетные площадки. Сейчас «авиаскорые» в России работают слабо, поскольку вертолетам попросту негде приземлиться, чтобы забрать или доставить пациента.
Согласно разработанному медиками «Порядку медицинской эвакуации в режиме повседневной деятельности» больных в крайне тяжелом состоянии на вертолетах должны принимать такие медучреждения, как центральные районные и городские больницы, больницы скорой медпомощи, госпитали, травматологические центры, федеральные, краевые, республиканские, окружные и областные больницы. Но в большинстве регионов, в том числе, и в Свердловской области, лечебные учреждения не приспособлены для принятия «авиаскорой». В ВЦМК считают, что оборудовать «взлетками» надо хотя бы крупные больницы.
«Мы заявляем о том, что нужно налаживать воздушное сообщение с лечебными учреждениями, в регионах говорят – дайте вертолеты, а как их дать, если при больницах ничего не оборудовано для работы авиатехники», – заявил директор ВЦМК «Защита» Сергей Гончаров.
Письма ВЦМК «Защита» ни в минздраве Свердловской области, ни в территориальном центре медицины катастроф пока не получили, но об инициативе федералов знают: она обсуждается уже не первый год.
Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе министерства здравоохранения, подобное письмо от ВЦМК Свердловская область получала около года назад. «Тогда обсуждался проект строительства площадок за счет федеральных средств. И нас попросили написать, где в регионе в первую очередь необходимо построить взлетную полосу, – рассказал пресс-секретарь министерства Константин Шестаков. – Специалисты решили, что «взлетка» нужна в Екатеринбурге между городской больницей №40 и областной больницей №1, поскольку именно здесь работают самые квалифицированные врачи разных специализаций и есть современное оборудование. Новое письмо мы еще не получали».
Действительно, около года назад обсуждалась возможность строительства площадок за федеральные деньги, но, посчитав суммы, необходимые на всю Россию, от идеи отказались. Теперь ВЦМК просят губернаторов обратить внимание на проблемы развития «авиаскорой», поскольку необходимость в оказании экстренной медицинской помощи в субъектах федерации все-таки есть.
«В год вертолеты совершают примерно 100 вылетов. Но если бы при больницах были оборудованы площадки, думаю, вертолеты задействовались бы чаще. Сейчас же нет «взлетки» даже при крупнейшей областной больнице №1, – рассказал «Новому Региону» заместитель директора по организационно-методической работе Территориального центра медицины катастроф Свердловской области Олег Колясников. – Вообще в регионе всего 2-3 постоянно действующих площадки, куда могут сесть наши вертолеты: это аэропорты «Уктус», «Кольцово» и аэропорт в Сосьве. В остальных случаях место посадки выбирается пилотами уже в воздухе: это, например, могут быть ведомственные взлетные полосы. И еще есть временная площадка на Широкой речке, которой пользуемся мы и госпиталь МВД. Также постоянно действуют 6 площадок при трассовых пунктах медицины катастроф. Поэтому, конечно, области нужны «взлетки» при больницах».
По мнению врачей, в первую очередь необходимо оборудовать полосами взрослую и детскую областные больницы, детскую больницу №9 (сюда привозят детей с тяжелыми травмами со всей области, – прим НР), больницы с сильными хирургическими корпусами, а также межмуниципальные медицинские центры, которые создаются по Свердловской области.
Вопрос строительства «взлеток» обсуждался не раз и на областном уровне, но конкретных обещаний по поводу строительства региональные власти пока не озвучивали. По подсчетам специалистов, чтобы полностью оборудовать взлетно-посадочную площадку при больнице, понадобится порядка 10 миллионов рублей. Поэтому, даже если говорить лишь о самых крупных лечебных учреждениях и межмуниципальных медцентрах, то бюджету это обойдется примерно в 2 миллиарда рублей.
Пока же больных в крайне тяжелом состоянии приходится доставлять на автомобилях. «Хорошо, что нам за последние годы поступило 19 новых автомобилей, оснащенных современным оборудованием, на них большинство экстренных больных и доставляем в больницы. Но авиационная медицина все-таки необходима, особенно когда речь идет о больших расстояниях. В таких случаях больной может просто не пережить перевозку, которая составит несколько часов, – отметил Олег Колясников. – Федеральный центр обещает, кстати, предоставить 2 самолета, которые бы доставляли пациентов из Екатеринбурга в федеральные клиники. В таком случае удастся спасать жизни крайне тяжелых пациентов. Но это тоже пока планы».